Меню сайта
САЙТ существует
Главная » Статьи » консультации для родителей

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 



Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/07/02/konsultatsiya-dlya-roditeley-sensornoe-vospitanie
Категория: консультации для родителей | Добавил: Лилия (18 Ноя 2024) | Автор: Лилия
Просмотров: 23 | Теги: Сенсорное развитие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Фотоальбом
Природа у ДОУ [12]
ПРОСТО ТАК... [5]
2008-2009 Проект Ладошки нашей семьи" [38]
2011 Весенние прогулки [8]
2011 Стенгазета "День матери" [6]
2011 осень Оформление приёмной работами детей [8]
2012 весна Оформление приёмной работами детей [8]
2013-2014 Оформление приёмной работами детей [12]
2014 МАЙ [8]
2013 Наш участок [17]
2014 лето-осень Оформление группы работами детей [12]
2014 Развлечение "Кто родился летом" [11]
2014 Наше лето [9]
2014 Участок летом [16]
2014 Дети играют [4]
2014 Акция "Наш лес. Посади своё дерево" [11]
2014 Участок осенью [11]
2014 Сенсорное развитие детей [5]
2014 Развлечение с воздушными шарами [11]
2015 Дети играют [12]
2015 Наблюдения в природе весной [8]
2015 Масленица [21]
2015 Взятие снежной горы [9]
2015 Дети играют [6]
2015 Экспериментирование с водой и снегом [23]
2015 Солдаты в гостях у малышей [16]
2015 Театрализация сказки "Колобок" [7]
2015 "Мы любим спорт!" [13]
2015 Всемирный день детской книги [19]
2015 Посещение выставки в честь 70-летия Победы [9]
2015 Развлечение "До свидания, Весна!" [9]
2015 Праздник "Вот и стали мы большими!" (выпуск) [28]
2015 Акция "Все игрушки будут чистыми!" [12]
2015 Летние прогулки [9]
2015 Защита проекта "Защитники страны российской" [6]
2015 Участок летом [13]
2015 Акция "Позови осень в гости" [12]
2015 Экспериментирование "Поймай ветерок!" [12]
2015 Выставка "Мама - мастерица" [11]
2015 Игры с природным материалом (октябрь) [11]
2015 Игры с природным материалом (ноябрь) [5]
2015 Осенние прогулки [8]
2015 Мастер - класс для педагогов [15]
2015 Зимние прогулки [4]
2016 Акция "Позови зиму в гости" [11]
2016 Акция "Позови весну в гости" [2]
2016 Наш участок летом [15]
2016 Летние прогулки [23]
2016 Посадка лука [9]
2016 "Спортивный марафон" [18]
2016 "Спортивный Дед Мороз" [16]
2017 Украшение фасада здания на зимний период [7]
2017 Зимние прогулки [10]
2017 Сеем семена цветов [16]
2017 Развлечение с фантиками [7]
2017 "Сундук со сказками: "Курочка Ряба"" [8]
2017 Снежные куличики [11]
2017 "Салют для папы" [11]
2017 Выставка творческих работ "Зимушка - зима" [13]
2017 Всемирный день чтения вслух [8]
2017 Экскурсия в прачечную [10]
2017 "Сундук со сказками: "Репка"" [9]
2017 "Полоса препятствий" [14]
2017 Выставка творческих работ "Весна пришла" [12]
2017 Сеем семена овощей [9]
2017 Международный день леса [15]
2017 Листочки распустились [11]
2017 Тематическая прогулка "Первоцветы" [15]
2017 Рассада, лук [15]
2017 Посадка цветов [14]
2017 "Скворечник скворцам!" [11]
2017 "Первоцветы" [12]
2017 "Ищем весну" [26]
2017 "Ищем жуков" [14]
2017 Физк. мероприятие "Вот чему мы научились!" [15]
2017 Экологический ликбез [18]
2017 Всероссийский день библиотек [15]
2017 весна Оформление группы творческими работами [17]
2017 Защита проекта "Благоустройство детской площ" [2]
2017 Кошачий сезон [10]
2017 Дорожная разметка на веранде для занятий [5]
2019 Физкультурный уголок [18]
2020 Огород на подоконнике [0]
2023 Фотозона к 8 Марта [15]
2023 День защиты детей [5]
2023 Кто родился летом и осенью? [18]
2023 Пасха [4]
2024 Веснянка [10]
2024 Конкурс "Осенний вернисаж" [22]
Наш опрос
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz